Мана
Мана — главный ресурс в Artifact. Каждая карта в игре, кроме героев и предметов, расходует ману на использование. Расход маны можно посмотреть в левом верхнем углу карты, он находится около ее названия. Чтобы сыграть карту, вам нужно иметь необходимое количество синего золота. Личная карта ( ), например, стоит 5 единиц маны. Башня на каждой из трех линий начинает с тремя единицами «синего золота», а его запас увеличивается на одну единицу каждый ход. Это значит, что Марш механизмов невозможно сыграть раньше наступления третьего хода — когда ваш запас маны достигнет 5-ти единиц.
В игре есть карты, не зависящие от вашего количества маны — карты-герои и карты-предметы. Герои развертываются абсолютно бесплатно. Предметы же стоят золота, за которое вы будете их приобретать, но после покупки они также становятся бесплатными для разыгрывания. Следовательно, у героев нет показателя маны в левом верхнем углу, а предметы имеют показатель золота, необходимого для покупки, в правом нижнем углу.
Кривая маны
Для того чтобы отчетливо понимать, сколько карт расходуют какое количество маны, используют так называемую кривую маны. Если в вашей колоде много дешевых заклинаний, кривая будет возвышаться на низких значениях (левая часть графика будет преобладающей). Если же много дорогих крипов и заклинаний — на высоких (визуально заполнена правая часть графика).
У разных архетипов колод такие кривые выглядят по-разному. Агрессивные колоды, например, больше ориентированы на дешевые карты, и поэтому их графики визуально отличаются от других заполненной левой частью. Мидренж-колоды, обладающие картами со срединными затратами маны, будут иметь равномерно заполненную крвиую маны.
Ниже приведены примеры таких кривых в Artifact. Синие и черные колоды, нацеленные на забрасывание оппонента картами, содержат в большинстве своем дешевые карты. Зеленые и красные колоды, как правило нацеленные на долгую игру, обладают картами по всей кривой маны, достигая отметки «8+».
Следить за кривой маны особенно важно во время игры в режиме драфта (Gauntlet). Составленные колоды не имеют выверенных стратегий, поэтому в идеале они захотят быть грозными на каждой стадии игры.
Управление маной
Как только вы узнаете о стоимости своих карт, вам нужно будет научиться понимать, как и когда лучше использовать те или иные карты. В Hearthstone, например, обучиться этому достаточно просто, ведь у игрока есть полный контроль во время хода. Оппонент не может помешать вам, а стратегия расхода маны является более линейной.
В этом смысле Artifact больше похож на Magic: The Gathering, где на одной линии оба игрока тратят запас маны для разыгрывания карт. Вы используете карту, передаете инициативу, затем ваш оппонент использует карту и возвращает инициативу обратно — и так далее.
Поскольку большинство этих действий будет стоить маны, становится очень важно знать, что и когда разыгрывать. Как правило, игроки всегда хотят иметь преимущество с точки зрения того, сколько агрессивных выпадов или оборонительных ответов они могут сделать. Так, вы часто будете видеть игроков, которые начинают с самых дешевых карт (включая предметы) или способностей героя, пытаясь сначала приманить противника, чтобы тот потратил свой запас маны и, следовательно, не смог действовать.
Представим следующую ситуацию:
— На четвертом ходу ИГРОК 1 тратит 6 доступных ему единиц маны для разыгрывания , чтобы заблокировать и убить , принадлежащую ИГРОКУ 2
— ИГРОК 2 видит, что у ИГРОКА 1 нет в руке никаких предметов (обложка карт у разных их видов отличается), к тому же, он только что потратил всю ману
— ИГРОК 2 использует на Brawler, открывая путь к нападению для Sorla
— ИГРОК 1 не имеет маны и пропускает ход
— Зная, что ИГРОК 1 не может никак ответить на выпады, ИГРОК 2 разыгрывает
— Оба игра пасуют, а Sorla ИГРОКА 2 наносит 14 урона башне его оппонента
А теперь представьте, что вместо использования Marrowfell Brawler, ИГРОК 1 мог сыграть одну из двух имеющихся у него за 2 маны. Он бы спровоцировал разыгрывание Slay, а потом использовал вторую копию карты, чтобы впитать урон от Sorla Khan. Если бы у игрока с черной колодой был еще один туз в рукаве, ИГРОК 1 мог бы использовать 2 оставшиеся единицы маны для того, чтобы сыграть , которая дала бы провокацию его красному герою для впитывания урона от Sorla Khan. Либо, если вторая копия Bronze Legionnaire выживает, ИГРОК 1 мог сыграть за 2 маны, что позволило бы ему снизить здоровье Sorla Khan до 4-х единиц, после чего убить ее с помощью Bronze Legionnaire. Но ИГРОК 1 потратил всю доступную ему ману на Marrowfell Brawler, что послужило причиной для получения его башни 14-ти урона, в то время как он не только мог этого не допустить, но и вовсе убить Sorla Khan.
Золото
Золото — второй основной ресурс в Artifact. В отличие от маны, которая накапливается каждый ход, золото собирается при убийстве юнитов. За убийство крипов вы получаете 1 единицу, а за убийство героя — 5 единиц золота.
Накопленное золото можно потратить после того, как все три раунда будут сыграны и вы перейдете в следующую фазу, именуемую фазой покупок.
В отличие от управления маной, которое является очень сложным во время фазы действий, управление золотом несколько проще, хотя и требует стратегического планирования. На каждом этапе покупок вы можете комбинировать три действия:
- Приобретение предмета, цена которого указана в правой нижней части карты. В магазине вам предлагают на выбор три колонки, содержащие доступные для покупки карты. Центральная колонка отражает вашу колоду предметов из девяти карт. Вы разрабатываете свою колоду предметов так же, как и обычную колоду. На каждом этапе покупок центральная колонна предлагает вам случайный предмет из этой колоды. Если вы покупаете его, он переворачивается и вам становится доступен другой предмет. Левая колонка представляет Секретную лавку. В ней предметы тоже случайные, но, как правило, более дорогие и мощные. В правой колонке представлены различные расходные материалы, начиная от целебных зелий, восстанавливающих здоровье, и заканчивая свитками телепорта, которые спасают вашего героя от смерти.
- Удерживание предметов. Если вам подходит один или несколько из предметов, которые предлагает фаза покупок, но вы не можете (или не хотите) приобрести их прямо сейчас, вы можете заплатить 1 монету, чтобы «удержать» карты. Эти же карты появятся в следующей фазе покупок.
- Пропуск. Когда вы закончили с покупками, вы можете пропустить эту фазу. Оставшееся золото перенесется на следующий ход.
То, как вы будете тратить свое золото, неразрывно связано с ситуацией на доске (впрочем, как и все остальное). Если вы хотите начать наносить урон, вы, пожалуй, захотите купить тот . Если же вы планируете играть долгий матч, опираясь на все линии, то вам стоит оставлять золото, чтобы накопить достаточное его количество для приобретения . А если вы играете с опорой на фазы покупок, то стоит накопить золота на покупку или .